В другой профессии себя не видела

В другой профессии  себя не видела

Антонине Казаковой, преподавателю русского языка и литературы в школе № 1, исполнилось 80 лет

– До подросткового возраста меня воспитывали дедушка с бабушкой, – вспоминает Антонина Ивановна. – Дедушка Ефим Михайлович Дмитриев был директором школы в Воротынском районе и учителем истории. Две его дочери, мои тёти, тоже стали преподавателями. И я себя в другой профессии не представляла.

– Родилась в деревне Сомовка Воротынского района, – продолжает моя собеседница. – Деревня наша стояла на крутом берегу Волги, и все склоны были засажены яблоневыми садами. В урожайный год идёшь по берегу реки – а кругом яблоки: они со склонов скатываются.

Речь Антонины Ивановны льётся неторопливо, плавно, словно завораживая.
– Помню, как бабушка варила варенье в саду, – улыбается она своим воспоминаниям. – На треноге стоял большой медный таз с длинной ручкой, в нём маленькие яблоки «китайки» целиком. Она его помешивает, а мы, внуки, стараемся подойти поближе и деревянной щепочкой почерпнуть пенку.

Школу Антонина закончила на отлично. Но на экзамене по литературе писала о поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и неправильно поставила знак препинания. Снисхождения не было, оценка «4» и вместо золотой медали серебряная.
В 1962 году поступила в Арзамасский педагогический институт, на историко-­филологический факультет. Получив диплом преподавателя русского языка и литературы, Антонина Ивановна по распределению попала в Княгининский район. Там отработала недолго. муж закончил строительный институт, и вместе они уехали в Ижевск.
В 1968 году молодая семья приехала в Лысково (здесь жили родители Антонины) – и 30 августа 1969 года в трудовой книжке появилась запись: «принята учителем русского языка и литературы в школу № 1».

Элегантность Антонины Ивановны была не только её визитной карточкой, но и примером для молодых преподавательниц

– Мой первый класс – это особые воспоминания, – признаётся Антонина Ивановна. – Мне всего-то было 25 лет, но ученики меня приняли как учителя, и я полюбила их всем сердцем.
Возможно, в выборе профессии первых выпускников немалую роль сыграл пример Антонины Казаковой. Марина Самарина – преподаватель математики в школе № 5. Татьяна Покровская преподаёт русский язык и литературу в Нижнем Новгороде. Марина Сызранова (детский сад № 1)  тоже связала свою жизнь с воспитанием и обучением детей.
– У нас был прекрасный коллектив, очень грамотные и доброжелательные педагоги, там было у кого учиться, – с благодарностью отзывается Антонина Ивановна о старших коллегах. – И я училась не только методике преподавания, но и отношению к работе. Для меня не было обязаловки. Я любила то, что делала, любила учеников.

В школе она проработала 34 года, пройдя путь от учителя до завуча. И всё делала с душой: организовывала комсомольские собрания или вечера художественной самодеятельности, преподавала свой предмет или наставляла молодых учителей.
Марина Максимова, преподаватель математики в школе № 2, с особой теплотой говорит об Антонине Казаковой.
– Я пришла в школу № 1, когда мне было 17 лет, – рассказывает она. – И Антонина Ивановна помогала мне во всём, причём делала это очень деликатно, не обижая. Она замечала любые мелочи вплоть до ­каких-то разговорных ошибок. А я старалась подражать ей: как она ведёт урок, как говорит, как одевается. Я и по сей день считаю её своим главным педагогом-­наставником. Благодаря Антонине Ивановне я состоялась как учитель.

Антонина Казакова на субботнике с учениками 4″А» класса, 1977 год

С 2003 года Антонина Казакова на пенсии. Она по-прежнему любит читать, старается быть в курсе событий в стране, любит цветы.
– Это наследственное, как и профессия, – шутит она. – У бабушки всегда было море цветов, и в клумбах, и в горшках, и  вьющихся по стене.

Оглядываясь назад, Антонина Ивановна уверена: жизнь удалась. Было много хорошего: люди, события, любимая работа, встреча с морем.
– было это утром. Солнечно и море синее-­синее! И, казалось, нет ему ни конца ни края.

Я слушаю мягкую речь и представляю такое же бескрайнее море доброты, интеллигентности и любви к своему делу.
Наверное, это и есть счастье: не ошибиться с выбором профессии и заниматься любимым делом, а уйдя на пенсию, видеть своё продолжение в учениках, ставших учителями.

 

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки