Мудрец Па из Каменки
Один из осново-положников китаеведения – лысковчанин?
Совсем недавно вышла статья про исчезнувшее село Каменку. И буквально через пару недель звонит мой университетский преподаватель – Леонид Николаевич Казнин:
– Северин, видел твою статью. Перечислил известных выходцев из Каменки, а одного забыл. Архимандрита Петра (Каменского), – пожурил меня он.
– Как же так вышло, что мы о нём не слышали? – удивился я.
История оказалась действительно запутанной.
Тайна рождения
Десять лет назад представители Духовной православной миссии в Гонконге готовили фильм о Павле Ивановиче Каменском, принявшем при постриге в монахи имя Пётр. Он был руководителем X духовной миссии в Китае, видным китаеведом и миссионером. Для съёмок его родных мест они приехали в с. Каменка Воротынского района. Казалось, всё логично. Ведь известно, что Павел Каменский родился в «селе Каменки Макарьевского уезда близ села Лыскова»… Но не перепутали ли высокие гости населённый пункт?
В пользу нашей Каменки говорит 3 факта: во‑первых, она явно ближе к Лыскову. Во-вторых, Павел Иванович родился в 1765 году в семье священника. Вот только в Воротынском селе даже разрешение на строительство храма было получено в 1783 году. Где бы служил Иван Каменский? Зато в той Каменке, что близ Елховки, храм стоит аж с 1705 года – всё сходится. В-третьих, один из знакомых архимандрита и вовсе утверждал, что Пётр (Каменский) – родом из Лыскова.
Так что можно по праву считать Павла Ивановича нашим земляком.
Опасная экспедиция
Итак, родился Павел Иванович Каменский в нашем селе. Ещё студентом Нижегородской духовной семинарии он проявил страсть к изучению языков. Известно, что он принимал участие в составлении словаря «на русском, татарском, чувашском, черемисском языках на 1000 листах». Однако продолжить своё образование не хватило средств, и юноше пришлось стать учителем. Педагогическая карьера была недолгой: через несколько лет его студентом направили в 8‑ю духовную миссию в Китае.
Тут нужно сделать отступление. Китай был тогда закрытой страной для всего мира; иностранцам можно было посещать лишь несколько городов в стране. Любая информация о географии, обычаях, медицине Поднебесной считалась на вес золота. И у России были уникальные возможности для того, чтобы её добыть.
Дело в том, что в 1685 году цинская армия захватила крепость Албазин на реке Амур. 45 казаков было захвачено в плен, чтобы… сформировать из них привелигированный военный полк. Им выдали квартиры, наделы пахотной земли, даже женили на китаянках. Только одного не хватало албазинцам – православного священника.
Чтобы поддерживать искру христианской веры, и была создана духовная миссия. Священники на несколько лет приезжали в Китай, чтобы служить албазинцам. Жили они в почётном месте Пекина, не вмешиваясь в жизнь страны, но собирая о ней сведения.
Частью миссии стал и студент Павел Каменский. Это был смелый поступок: предприятие было крайне опасное. Путь от Петербурга до Пекина со всеми проволочками занял 2 года; это было путешествие по безлюдным степям и пустыням в страну, языка которой никто не знал. Его буквально негде было выучить, даже словарей не существовало! О получении нормальной врачебной помощи не могло быть и речи. Неудивительно, что к концу духовной миссии от 11 человек в живых осталось всего пятеро…
Но именно в Китае таланты Павла Каменского пригодились. Он отлично выучил китайский язык… по латинским разговорникам. Вскоре Павел Иванович уже переводил для китайцев тексты с латыни, участвовал в урегулировании дипломатических эксцессов. Когда в Китай прибыли корабли первой русской кругосветной экспедиции, их арестовали; именно наш земляк проявил много хитрости, чтобы не вышло дипломатического скандала.
В миссии Павел Иванович занимался множеством вещей: переводил местные издания, интересовался медициной, географией, начал составлять библиотеку миссии. Вместо заявленных 7 лет Павел Иванович пробыл в Пекине 13 с половиной.
Новая поездка
По возвращению в Россию Павел Иванович занял резко критическую позицию по отношению к русской миссии в Китае. Он считал её подготовку слабой, а представления о Поднебесной – идеализированными. Он активно занялся переводами, анализом классических китайских текстов и даже составил словарь, который, правда, так и не был издан. Почему? Возможно, потому что его назначили главой новой, 10‑й духовной миссии в Пекин.
Это был первый случай, когда подготавливать миссию доверили человеку, который хоть что-то знал о Китае. Павел Иванович тут же обозначил свои требования: нужно было собрать профессиональных учёных в разных областях со своими задачами; обязательно взять в путешествие врачей; необходимо собирать и пополнять библиотеку и в Пекине, и отправлять важные тексты в Петербург.
В 1819 году Павел Иванович был пострижен в монахи под именем Пётр, в этом же году он принял сан архимандрита. Хоть Пётр (Каменский) и не горел желанием отправляться в Китай, веление русского императора было важнее.
В Пекине архимандрит оказался в 1820 году. И нашёл миссию в удручающем состоянии: многие дома и имения миссии были распроданы, миссионерская работа не велась. Наш земляк тут же начал восстанавливать хозяйство и пополнять библиотеку, которую сам же когда-то и создал. Главным для него было вернуть в православие потомков албазинцев, которые совсем утратили представление о вере. Для этого был реформирован канон: православное богослужение стали вести на китайском (он сам его перевёл!), были введены послабления в постах. И это дало свои результаты: даже коренные китайцы стали переходить в православие.
В своём руководстве отец Пётр постарался стать неавторитарным правителем, а духовным отцом миссии. Это была первая духовная миссия в истории, которая провела в Китае 10 лет, и за это время не умер и не был выслан из страны ни один сотрудник. Может, поэтому китайцы, которые не могли произнести русское имя, называли его «Па Лао». Па – это звукоподражание имени, а вот Лао значит «мудрец». Можно сказать, они звали его «Мудрец Па».
Почему же его забыли?
Из-под крыла архимандрита Петра вышло множество прославленных китаеведов, а сам он был награждён орденами св. Владимира III степени, Святой Анны 2‑й и 1‑й степеней. Однако его вклад забыли. Почему? Вернулся в Россию он уже стариком, которому не хватало должной энергии и пробивных талантов, чтобы напечатать свои труды. Их было множество – переводы, словари, анализ текстов – и все они остались в рукописях.
По прибытии в Петербург он попросился в отдалённый монастырь «до окончания дней своих». Его отправили в Феодоровский Городецкий монастырь, где он скончался в 1845 году.
Все китаеведы XX века упускали влияние Петра (Каменского) на русско-китайские отношения. Однако совсем недавно его вспомнили – и произошла серьёзная переоценка. Уже в 2013 году вышла первая официальная биография архимандрита. «архимандрит Пётр не просто был выдающимся российским синологом, он одним из первых в мировой науке критически подошёл к китайской культуре», – так говорится о нём в книге.
Пора и лысковчанам вспомнить о таком замечательном земляке с нелёгкой судьбой.