Волею судьбы – на своём месте
11 апреля Наталья Полунина отметила 65-летний юбилей
– Родом я из Макарьева, в день моего рождения, по маминым словам, начался ледоход, – рассказывает Наталья Юрьевна (на фото). – И потом на реке моей жизни были и наводнения, и потоки слёз, и счастливое время покоя.
Моя собеседница – моложавая женщина с лучистыми глазами и мягкой улыбкой. Мы уютно расположились в светлой гостиной, рассматриваем фотографии и грамоты, которых очень много.
– Это мы делегаты съезда в Москве, – показывает она фотографию. – Я видела и Бориса Ельцина, и Михаила Горбачёва. Было очень интересно пообщаться с коллегами из разных регионов, узнать их условия труда. А жили мы в гостинице «Россия».
Мы смотрим фотографии: вот Наталья Полунина – член районного клуба доярок-четырёх- и пятитысячниц, а здесь она получает кубок победителя социалистического соревнования. Помимо грамот есть пожелтевшие выпуски нашей газеты – она не раз становилась героиней публикаций в «Приволжской правде». А как всё начиналось?
Диплом ветфельдшера
– В Макарьеве был зооветтехникум, я поступила учиться на ветеринарного фельдшера, там и мужа будущего встретила, – рассказывает Наталья Полунина. – Дружили 4 года, а потом сыграли свадьбу.
В техникум приезжал Николай Грачёв, директор совхоза «Нива», приглашал молодых специалистов. Но муж Натальи Геннадий был родом из Сеченова, и молодожёны уехали туда.
Река может сделать несколько поворотов вместо того, чтобы течь прямо. Вот и в жизни Натальи обстоятельства сложились так, что в Сеченове они надолго не задержались.
– Мужа призвали в армию, уехал служить на Байконур, – продолжает собеседница. – А я уже забеременела. Подумала: чего мне здесь сидеть? И на время декрета уехала к родителям.
Дочка Светлана родилась в феврале, а в апреле началось наводнение в Макарьеве.
– Это было страшно. Смотрю сейчас на то, что происходит в Орске, и вспоминаю макарьевскую воду, – Наталья вздыхает. – Весь посёлок в воде, и дома была вода. Приехали солдаты, собрали всех на теплоход и отправили до Работок. Оттуда – в Лысково.
С трёхмесячной дочкой на руках Наталья жила у родственников, а к 9 Мая все вернулись в Макарьево.
– Когда муж пришёл из армии, мы задумались о своём жилье и приняли решение ехать в «Ниву», там давали квартиру.
Так река жизни всё-таки привела Полуниных туда, куда их приглашал Николай Грачёв.
Кипучая вода и молочные реки
В «Ниве» мужу сразу предоставили должность ветфельдшера, а вот Наталье работы по специальности не нашлось, и ей предложили поработать дояркой.
– Как я плакала! – улыбаясь, говорит она. – И обидно, что не по диплому. И трудно было, уставала. Жаловалась маме: ну почему мне так не повезло?
Но, несмотря на слёзы, Наталья работала ответственно, втянулась в процесс. В «Ниву» приехала в 1981 году, а уже в 1982-м заняла 3-е место в районном соцсоревновании среди молодых операторов машинного доения.
Что и говорить, работать Наталья умела всегда.
– Была комсомолкой, вступила в партию, и с молодёжным активом пошла к руководству требовать улучшения условий труда, – вспоминает она. – И, вы знаете, нас услышали.
На ферме появился транспортёр, начали автоматизироваться рабочие процессы. Стало полегче.
– Трудилась я в Семове, едем весенним утром через мост у Колычёва, – разводит руками Наталья Полунина, – а вечером возвращаемся – моста нет. Река разлилась. И мы через Егорьевское едем домой. Пока доехали, уж за полночь. А полчетвёртого снова на дойку. Как справлялись? Откуда силы брали?
Она пожимает плечами, словно удивляясь. А ответ простой – молодость. Только в молодости можно сразу после тяжёлого дня на ферме бежать на бал-маскарад в клубе, гулять до трёх ночи, а полчетвёртого снова на ферму.
Кипучая энергия и желание совершенствоваться скоро привели Наталью к рекордным надоям: уже в 1986 году она стала членом клуба доярок-четырёх- и пятитысячниц.
– И диплом ветеринара пришёлся кстати, – улыбается Наталья Юрьевна. – Сама могла и роды у коровы принять, и болезни распознать, и науку выхаживания телят знала. Так что ничего случайного в жизни не бывает…
90-е. Бригада
Казалось бы, уважение заработала, показатели есть, живи спокойно. Но… река жизни снова преподносит перекаты и резкие повороты.
– Я стала бригадиром. Работа сложная: 800 голов скота, 40 сотрудников. К каждому нужно найти подход, где строгостью, где шуткой. Как мать ходишь за всеми, решаешь вопросы, устраняешь то, что мешает работе.
Сейчас Наталья Юрьевна со смехом вспоминает, как трепетали перед оперативкой. А тогда было не до смеха – руководитель Валерий Макаров спрашивал строго.
– Ведь он за каждый литр молока боролся, – подчёркивает она. – Чтобы показатели не падали. Лично всё контролировал.
И в это нелёгкое время дефицита Полунины решили строить дом.
– Тогда мы не покупали стройматериалы, мы их доставали, – усмехается Наталья Юрьевна. – Даже удивительно, как мы это осилили.
Зато сейчас двухэтажный красавец с туями и сиренью у крыльца вызывает чувство уюта и благополучия своим видом.
Льются песни над Волгой
Теперь Наталья Полунина на пенсии, казалось бы, вот она – тихая заводь. Но нет.
– До стоячей воды ещё далеко, – смеётся неугомонная труженица. – Мы и сейчас держим поросят, куриц. Очень люблю цветы. А ещё, выйдя на пенсию, я стала ходить петь в хор.
С такими же любительницами пения Наталья участвует в трудовом десанте перед днём Макария, убираются в монастыре. Ездят на экскурсии, много общаются. Дочь Светлана живёт рядом, в «Ниве», сын Максим в Лыскове. Уже четверо внуков.
Я задаю последний вопрос Наталье Юрьевне:
– Если б можно было изменить жизнь, что бы вы предприняли?
И она не задумываясь отвечает:
– Условия труда на ферме сделала бы полегче.
– А профессию не сменили? Вы же плакали вначале? А место жительства? – настаиваю я.
– Нет, я люблю свою профессию, мне всё нравилось. И жить здесь мне тоже нравится. Волею судьбы я оказалась на своём месте.