Учит жить без риска
Вероника Моталина – специалист по выживанию и воспитанию в школе № 5
Как научить школьников принимать верные решения не только в задачах, но и в повседневных жизненных ситуациях? Можно ли предвидеть опасность, чтобы избежать её? Как научить любить не только себя, но и родину? Ответы – у молодого педагога школы № 5.
Уроки о жизни
Звенит звонок, и учитель сразу начинает построение. Среди восьмиклассников назначается дежурный. Тут же звучат команды классу и рапорт преподавателю. Всё чётко, быстро и по-армейски строго. Нет, это не занятие по физической подготовке, а урок по основам безопасности жизнедеятельности. С начала учебного года его ведёт Вероника Моталина.
– Поддержание строгой дисциплины – первоочерёдная задача для учителя, – объясняет Вероника Александровна. – Телефоны на уроках недопустимы, я ребят предупредила заранее, так что проблем с этим нет.
Эта хрупкая девушка проводит уроки в одиннадцати старших классах (8-х –11-х), в которых порой ученики выше и громче наставника, а разница между ними лишь несколько лет. И поддержать авторитет помогает не только большой объём знаний и умение грамотно строить урок, но и твёрдый стержень учителя, его настрой. Иначе здесь никак. «Чтобы ребята уважали педагога, он тоже должен их уважать. К каждому ученику я обращаюсь на вы», – объясняет девушка.
Кстати, железный характер педагогу привили в семье. Оба её родителя ряд лет проработали в исправительной колонии (ИК‑16): отец – в должности заместителя начальника по воспитательной работе, а мама и сейчас трудится в отделе безопасности.
– Сначала новый учитель показался довольно строгим и требовательным, – признался ученик 8-го класса Илья Манасов. – Но со временем мы заметили, что это понимающий человек, с которым интересно разговаривать. Да и сам предмет интересный, очень близкий к быту. Повседневность на уроках ОБЖ узнаём с новой стороны: ту же безопасность в квартире.
Действительно, предмет Вероники Моталиной жизненно необходим. Он учит школьников, как вести себя с мошенниками, как правильно перемещаться по улицам в одиночку, что проверить в квартире перед уходом, что делать при коротком замыкании прибора, утечке газа, как правильно оказывать первую помощь при вывихах, порезах или кровотечениях. И молодой педагог подходит к занятиям со всей ответственностью.
– Ещё одна из моих задач – привить ребятам патриотизм, нравственность, со школьной скамьи воспитать защитников Отечества, – считает наставник. – Видеофрагменты с сайта Минобороны, ролики, разборка и сборка таких устройств, как войсковой прибор химической разведки и учебно-тренировочная граната – на уроках в ход идёт всё, чтобы заинтересовать ребят. Правда, всё школьной программой не охватить. Если раньше ОБЖ изучали с 5‑го класса, то сейчас с ним знакомятся лишь с восьмого.
Свободное время – с пользой
– Отделить магазин, вынуть пенал, затем шомпол… – ученица 8-го класса Кира Першина проговаривает свои действия, молниеносно разбирая автомат Калашникова под руководством Вероники Александровны.
– Готово, 25 секунд, – отрапортовали юные зрители.
Это одно из внеурочных занятий, куда к Веронике Моталиной дети приходят готовиться к олимпиадам или другим патриотическим мероприятиям: ведь количество часов по программе не позволяет разгуляться. Здесь она учит всех желающих разбирать автомат Калашникова, надевать общевойсковой защитный костюм, вязать узлы, на манекене оказывать первую помощь, транспортировать пострадавших, пользоваться огнетушителем. Также вместе отрабатывают строевые приёмы и занимаются стрельбой из винтовки.
На вопрос, зачем девушкам навыки самообороны, школьницы уверенно ответили: «Ради интереса, для общего развития и в любом случае пригодится! Уметь обрабатывать раны, накладывать повязки при кровотечениях – это очень полезный навык, а Вероника Александровна всё понятно объясняет».
Стоит добавить, что у молодого педагога в школе есть свой мудрый наставник Юрий Михайлович Моисеев, который делится опытом, помогает советами и является для Вероники Александровны примером во всём.