След Пушкина на Летневской земле
О почтовой станции в деревне Летнево
Биография Александра Пушкина известа каждому школьнику, а меж тем Нижегородский край навсегда остался в сердце и творчестве великого поэта. Восстание Пугачёва, этап ссыльных и почтовый тракт – что объединяет эти темы и как они связаны с Пушкиным, узнаете в этом материале.
В 1859 году деревня входила во 2-й стан Макарьевского уезда, в 73 дворах проживали 498 человек (224 мужского пола и 274 женского). Здесь находились почтовая станции, этап для ссыльных.
В XVIII – XIX веках этапные тракты обычно совпадали с почтовыми. В советской историографии называлась такая цифра: за сто лет с 1783 по 1883 годы по Большому Сибирскому тракту (по ул. Центральной д. Летнево) от реки Сундовик и до школы прошли примерно полтора миллиона заключённых.
Организация государственной почтовой службы и почтового сообщения послужила одной из причин основания и устройства Московско-Сибирского тракта. Его строительство достаточно быстро оправдало ожидания правительства. Если в 1724 г. почта из Москвы в Тобольск доставлялась один раз в месяц, то в 1734 г. уже еженедельно, а в
1754 г. – 2 раза в неделю. На развитие почтовых сообщений на Руси отчасти имело влияние многолетнее господство татар, которые ещё в Азии устанавливали для гонцов и послов особые станы, куда окрестные жители должны были доставлять лошадей и продовольствие. Слова «ям» и «ямщик» – татарские, первое – от «дзям» – дорога, второе – от «чи» – проводник. В России в ямщики шли «охочие люди», селившиеся слободами, зачисляемые в разряд служилых. На Сибирском тракте ямщики размещались лишь на западном участке (до Тюмени), остальные участки тракта обслуживали крестьяне.
Поэт Пушкин так и описывал тракт по осени: корыто с грязью, в которой тонут экипажи и надрываются лошади, а пешие идут по сухой высокой обочине и посмеиваются.
Нижегородский край навсегда остался в сердце и произведениях великого поэта. В самом Нижнем Новгороде Пушкин бывал всего два дня, волжским трактом он проехал на Казань через почтовые станции Кстово, Поляна, Летнево, Осташиха, Чугуны, Василь-Сурск. Целью поездки поэта было побывать в местах, связанных с Пугачёвым.
Пушкин мог посетить почтовую станцию в Летневе, по деревянным, поскрипывающим мосткам переехать речку Сундовик, говорить с местными жителями, поменять лошадей.
В краеведческом музее г. Арзамаса хранится схема почтовых трактов Юга Нижегородской губернии. На схеме мы видим, что в д. Летнево в 19-м веке находилась почтовая станция.
По внешнему виду такая станция мало чем отличалась от большой деревенской избы. В ней обычно имелось два помещения – комнаты для проезжающих и для ямщиков. Во дворе непременно располагались конюшня, сеновал и амбар. Правительство стремилось развить в стране вольную почту, заключавшуюся в том, что содержание заведённых за его счёт или из земских сумм зданий почтовых станций отдаётся желающим принять на себя обязанности иметь на это определённое количество лошадей и экипажей. Однако большинство вольных ямщиков принимало проезжающих в своих избах и конкурировало с казённой почтой, поставляя вольных или обывательских лошадей для доставки пассажиров из одной деревни в другую. А так как этих лошадей лучше кормили и содержали, чем казённых на почтовых станциях, то нередко проезжающим было выгоднее брать их. И ямщики, подъезжая к деревне, нередко спрашивали: «Куда везти – на станцию или к дружку?»
При ближнем извозе на небольшое расстояние от 100 до 200 вёрст возчики получали расчёт не с пуда, как при дальнем, а за быстроту доставки и количество вёрст. Такой извоз был доступен огромной массе населения, в нём могли участвовать и крестьяне, имевшие одну лошадь. Для двулошадных он составлял один из важных источников благосостояния. Недаром в притрактовых деревнях бытовала поговорка: «Держись правой рукой за соху, а левой – за бич».
Но подсобные промыслы у крестьян подгородных и притрактовых деревень приносят прямые выгоды только уже вполне разбогатевшим крестьянам, особенно многосемейным. Одиночки и малоконные этих источников не имеют. Большей частью крестьяне смотрели на извоз как на возможность прокормить себя и лошадей в дороге, не затрагивая запасов, приготовленных на зиму. Отсутствие в течение нескольких месяцев зимой давало возможность прокормить рабочих лошадей до лета и при случае реализовать излишки сена на рынке. Недаром крестьяне занимались извозом в основном в осенне-зимнее время, когда заканчивались полевые работы. Летом же, несмотря на увеличение цен за доставку грузов, желающих идти в извоз было мало.
Ещё одним важным занятием населения притрактовых сёл было «дворничество» – содержание постоялых дворов.
В обязанности дворника вменялось: дать в своей ограде помещение воза лошадям, а также возчикам, которых необходимо было накормить и отпустить им для прокорма скота нужное количество овса и сена. Содержать постоялый двор было под силу лишь зажиточной части крестьянского притрактового населения. Зачастую состояние постоялых дворов оставляло желать лучшего: повсеместная грязь, клопы, несвежие запахи отпугивали высокородную и капризную публику, а неприхотливых офицеров заставляли в теплое время года ночевать в сене…
На Нижегородчине поэт собирал материалы о восстании Емельяна Пугачёва, посетил Нижегородскую ярмарку. По некоторым исследованиям, побывал и в Летневе. Может, именно здесь он услышал историю, послужившую идеей написания «Станционного смотрителя»? А если вы хотите узнать, как выглядели почтовые станции, прочитайте произведение великого поэта.
Галина Егорова, член общества «Лысковский краевед»