Продолжая дело княжеских пчеловодов

Продолжая дело  княжеских пчеловодов

Николай Бойчук держит почти 2 сотни ульев в посёлке Восход

Когда-то в XIX веке посёлок Восход был имением князя Платона Оболенского. Там был помещичий дом с фруктовым садом, сыроварня, конная ферма, а в окрестном лесу стояла княжеская пасека. Эти места издавна славились мёдом, известны они и сейчас благодаря пчеловоду по имени Николай Бойчук. Он, сам того не осознавая, дал новое давнему промыслу, переехав сюда в 1995 году.

А мог стать фотографом

– Сам я родился в Казахстане, – начинает рассказ Николай Бойчук. – В школьные годы наша семья переехала в Курск. Там и познакомился с пчеловодством.
Вообще Николай Бойчук был далёк от «медовых дел». В школе увлекался фотографией, в молодости учился на зоотехника, после армии выучился на радиотелемастера. А с пчеловодством он познакомился почти случайно.
– В Курске я как-то пришёл к приятелю отца, у которого была своя пасека, и сказал: «Дядь Миш, а научи меня пчёлам». И всё завертелось… Это был 1987 год, – вспоминает пчеловод.
Молодой Николай читал книги по пчеловодству, приезжал к своему наставнику, который всё наглядно показывал и рассказывал. Именно он и продал начинающему бортнику первый улей.
В 1995 году Николай Фёдорович переехал в Лысковский район. Получил работу, жильё. Приехал на Восход, можно сказать, в охапку с двумя курскими ульями. Правда, те пчёлы первую зиму не пережили. Пришлось начинать с начала:
– Я ставил ловушки в лесу, лазил по деревьям, чтобы поймать пчёл. Поймаю 30 роев, выживет 5 – 10. Тогда я не особо не углублялся в это дело, не лечил пчёл, просто забирал у них мёд.
Но с 2010 года Николай Бойчук вышел на новый уровень пчеловодства.

«Распаковка» так называемого магазина, где стоят рамки

С немецким спокойствием

– Мы получили денежную гос-
поддержку для создания КФХ. Купили в Воротынце 13 семей пчёл, материал, инструменты. Потом появилась пасека не только в огороде, но и в лесу, – рассказывает пасечник.
Но те пчёлы были с характером: крайне агрессивными, не давали забирать мёд.
– Мы, бывало, по лесу от них бегали. Так и оставляли мёд в ульях, – делится воспоминаниями Николай Бойчук. – Наши соседи порой даже в огород выйти не могли. Сколько было скандалов…
Но унять пчелиную ярость помогла… немецкая кровь! Звучит жутко, но на самом деле никакого криминала.
В то время Николай Фёдорович начал изучать интернет-форумы, постигать «пчелиную науку». А в 2012 году с женой поехал на фестиваль пчеловодов в Мордовию, где познакомился с известным нижегородским пчеловодом Николаем Гусевым. Он-то и посоветовал взять «островных» маток из питомника в Германии, известных своим миролюбивым характером и высокой продуктивностью.
– Купил я такую матку всего… за 100 евро. Мне тогда все говорили: «Ты что совсем? За такие деньги каких-то пчёл покупать?». На что я отвечал: «Ты без сетки на свою пасеку не пройдёшь. А у меня хоть голяком ходи». Всё дело в генетике, – поясняет пасечник.
Благодаря поколению немецких маток новые пчёлки рождались совершенно спокойные и мирные, а ссоры с соседями прекратились.

Сказочное весеннее зрелище: иногда пчеловод ставил улья на лесной опушке, чтобы пчёлы в первые тёплые деньки сделали облёт

Учились у пчёл работать всей семьёй

Ульев у пчеловода из Восхода до недавнего времени было больше 2 сотен (в каждом по 6 – 7 тысяч тружениц). С такими «промышленными масштабами» без помощи не обойтись. На подмогу приходит техника: видеонаблюдение, фотоловушки на пасеке, медогонка-автомат, которая сама выкачает мёд сразу из 40 рамок.
Но и без главной пчелиной заповеди – работать семьёй – никуда. Николаю Фёдоровичу помогает жена Надежда, сын Юрий и невестка Ирина, подрастает помощница-внучка. Таким семейным подрядом работа только в радость.
– Мы даже день рождения отмечали на пасеке. Накрыли стол, были шашлыки. И работали, и отдыхали, – улыбается пчеловод.
Сейчас на пасеках Николая Фёдоровича произошло «сокращение» ульев из-за маленького рынка сбыта. Пчелиные домики стоят последние деньки на свежем воздухе и скоро отправятся в зимовник.
Но это не значит, что хлопоты заканчиваются. Появляются другие. Нужно чистить старые рамки, делать новые, топить воск…
Да ещё и сыну Николай Бойчук помогает с ремонтом в новом доме. Расписана каждая минута. Отдохнуть, как ни странно, получается лишь на работе. Дежурства в Елховской пожарной части – время, которое Николай Фёдорович предоставляет самому себе.
– Что вас всё-таки привлекло в пчеловодстве? – спрашиваю напоследок.
– Спокойствие. Пчёлы работают и ни на что не обращают внимание. Им лишь бы погода позволяла. Их труд восхищает. Пока есть здоровье, буду заниматься пчеловодством. Для себя и для семьи.
Так Николай Бойчук и его пчёлы остаются, наверное, последней ниточкой, напоминающей о богатой, но исчезающей истории посёлка Восход

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки