О всех перипетиях оставаться человеком

Есть люди, которых можно назвать счастливчиками. Не потому, что на их долю не выпало испытаний – наоборот, этого было с лихвой. Но все взлёты и падения, все повороты судьбы эти люди приняли с достоинством. Один из таких – Евгений Кондратьев. Бывший директор ЛЭТЗ, бывший зам. главы района на этой неделе отметил 85‑летний юбилей.
Мы побывали в гостях у юбиляра в канун праздника. Евгений Александрович встретил нас с супругой Валентиной в прекрасном расположении духа: улыбчивый, открытый, подвижный – никак нельзя подумать, что он разменял девятый десяток. Журналиста усадили в зале, и, открыв большой фотоальбом, Евгений Александрович начал рассказывать про себя и свою жизнь.
Пусковая точка
Родился Евгений Кондратьев в 1939 году. Великая Отечественная началась, когда ему было 2 года.
– Сама война в памяти размыта. Но помню, как отец приехал в отпуск – ему дали на несколько дней по ранению, – рассказывает Евгений Александрович. – Мы приехали в село Полотняный Завод Калужской области. Его отбили у немцев. Дом родителей сожгли. Но там возвели мазанку – в ней и жили до самого конца войны.

Потом судьба заставила поездить семью Кондратьевых по России: отец был военным. Карелия, Сибирь, Центральная Россия… А к 17 годам Евгений Кондратьев перебрался в Ульяновск, чтобы работать станочником на машиностроительном заводе. Оттуда он и ушёл в армию.
Служить пришлось в Ракетных войсках стратегического назначения. Охранял точку запуска баллистических ракет, что у озера Балхаш (Казахстан). По словам Евгения Александровича, служба была не сахар: вокруг раскинулась сплошная степь, на километры ни души. Лишь иногда проходили караваны… Зимой лютый мороз, летом страшная жара. Солдатам приходилось жить в землянках, потому что расположение ракет – государственная тайна.
Конечно, 3 с половиной года службы тянулись однообразно. Главным событием был пуск ракеты.
– Хоть мы и находились за 15 километров от места, вся земля тряслась, – рассказывает со смехом лысковчанин. – А как отстыковывалась первая ступень – ехали на машине к ней. Тогда в ракетах было твёрдое топливо, похожее на столярный клей. Его остатки мы и собирали. Заправляли в шприц, поджигали – он взлетал. Такая мини-ракета получалась.
А как Евгений вернулся на гражданку, поступил в политехнический институт. Оттуда по распределению уехал на Лысковский электротехнический завод. Ведь тогда при нём работал ОМА – отдел механизации и автоматизации. Именно там парню можно было проявить свои инженерные таланты.
От конструктора до директора
– Это был самый счастливый период в моей жизни, – улыбается юбиляр. – Работа приносила удовлетворение. Ты день и ночь думаешь, как этот узел сконструировать, создаёшь его – а через считанные недели его воплощают в металле. Идёшь по цеху, видишь, что твой полуавтомат для накатки резьбы использует рабочий. Подходишь. «Что, нравится?». «Да, – говорит, – удобнее стало». И душа радуется – знаешь, зачем трудишься.
Вскоре он стал начальником КБ, потом – зам. главного инженера. И тут парень должен был пройти важные курсы для подготовки промышленных управленцев… Но этого не случилось. Ему пришло неожиданное предложение – пойти работать в райком партии. Сразу запротестовал: «Я в партию-то вступил недавно, стажа нет, да и работа мне эта далека». Но руководство сказало прямо: если откажешься, ничего хорошего не жди. Поэтому Евгений Александрович согласился. Два года он проработал 2‑м секретарём. Это был новый для него опыт: он узнал район, людей, как устроены разные отрасли. А потом его снова позвали на завод. На этот раз – директором.
– Это для меня было мукой, – признаётся бывший руководитель. – Я не поработал даже главным инженером, а тут – директором. Был не готов. Приходилось каждую неделю ездить в Москву, где за любую оплошность снимали три шкуры. Не важно, что у тебя забраковали деталь только потому, что табличка чуть криво закреплена; что специалистов, которые могут изготовить торсионный вал, всего два! Мне говорили: «Вы директор, это ваши проблемы». Это были для меня тяжёлые годы.
Потом директором ЛЭТЗ стал Александр Жуков, а Евгений Кондратьев – заместителем председателя исполкома районного Совета. Вскоре пришла перестройка, затем развал Союза. Исполком стал районной администрацией, менялись главы – а первый зам. оставался один, Евгений Кондратьев. С этого поста он и ушёл на пенсию в 2006 году.
Строим без денег – за газ
Конец 80‑х – начало 90‑х. Сумрачное время для страны. Повсюду кавардак и развал. Даже в администрации зарплату задерживали. И тем не менее за время работы Евгения Кондратьева было возведено несколько школ, котельных, многоэтажных домов… Его заслуги были отмечены. Он одним их первых в Нижегородской области получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – в январе 1998 года.
Но все строительство шло скорее вопреки обстоятельствам. Показательна здесь история возведения школы № 5. Сначала зам. главы администрации отправился к губернатору Нижегородской области Борису Немцову.
– Нам нужны деньги на строительство школы, – начал рассказывать о проблемах Лыскова Евгений Кондратьев.
– Ха, – ответил молодой руководитель. – С деньгами и дурак построит. А ты строй без денег…
Далее губернатор советовал опытному управленцу пути решения. Но оказалось, что все легальные уже были испробованы. Тогда Борис Немцов предложил и противоправные. «Это же незаконно!» – возмутился Евгений Александрович. «А кому сейчас не наплевать?» – удивился губернатор.
К счастью, помогли опыт и связи. Во время поездок в Москву Евгений Кондратьев завёл дружбу с заместителем президента Чувашской Республики. Он и сводил лысковчанина с руководителями заводов, которые могли поставить комплектующие, и строительной фирмой, взявшейся за возведение новой школы.
– Спонсором выступил «Волготрансгаз». Но заплатить деньгами он не мог и рассчитывался… газом. Строительная фирма изготавливала бетонные блоки, плиты – для всего этого нужен был газ. Она брала его бесплатно.
Так что в каком-то смысле часть школы возвели без денег.
Но запомнился он людям не только умением находить решения сложных ситуаций. Многие вспоминают его как честного, вежливого и позитивного человека. Было не одно обращение в редакцию, чтобы отметить его юбилей. Почему же все помнят Евгения Александровича как хорошего управленца?
– Наверное, для меня самое важное в людях – честность. Как сказал, так и будет, без увиливаний. Я всегда честно говорил, если помочь не мог, а уж если взялся – делал всё от меня зависящее. Это же самое важное в жизни – сказать, что ты сделал всё, что мог.
Кажется, что Евгений Кондратьев и правда счастливый человек. Какие бы вызовы ни бросала ему судьба, он всегда мог сказать: я тогда сделал всё, что в моих силах.