Что осталось от села под названием Каменка?
О непростой судьбе поселения
Удивительное дело – благотворительность. Вроде бы помогаешь другим, а что-то находишь взамен. Вот и журналист, когда убирался вокруг разрушенного храма в селе Каменка, совсем не думал, что найдёт материал для газеты…
Старая святыня
Много подобных храмов в России. Их построили прямо перед Революцией, и деревянные здания дольше были складами или клубами, чем местами моления. Бревенчатые стены без должного ухода сгнили, крыша – провалилась. И войти туда страшно! Но оставлять на произвол судьбы и осквернение вандалам святыню нельзя.
Поэтому в благочинии и кинули клич: нужно хотя бы убрать лес, растущий вокруг церкви, а потом решать её судьбу. На зов откликнулись неравнодушные. Работы оказалось много, и управиться со всем смогли только за 2 поездки. Участником второй и стал журналист.
Начали рано утром. Мужчины разобрали инструмент, разбрелись по участку – и работа тут же закипела. Те, у кого пил не было, оттаскивали тяжёлые ветки подальше. В основном, молодые парни. Но был среди них и крепкий мужчина, лет семидесяти – схватил огромное бревно, будто палку, и понёс. И видно, что нелегко, но в поджаром теле было столько уверенности, что никто не решился помочь.
Во всю шумели бензопилы, и лишь один мужчина – Алексей Романов – не спешил. Он спокойно сел и начал подправлять заточку цепи. Щепки летят, звенья жужжат – Алексей точит. Спокойно осмотрев инструмент, он его завёл… и, кажется, за мгновение спилил больше, чем другие за несколько минут! Оказалось, он 15 лет валил деревья, для него это лёгкая прогулка. Только глянет на ствол, приценится, где сделать надпил – и ловким движением его раскроит, как швея кусок ткани. Где подлезть снизу, где сверху, чтобы шину не зажало – всё видит опытный глаз. Мужчины сначала пытались за ним угнаться – да где там! – оставалось только любоваться. «Ты посмотри… только пилы меняет», – шепнул один мужчина другому и хитро улыбнулся. Смотреть на мастера – одно удовольствие.
– Что, не устал пока? – интересуется у меня товарищ.
– Да нет. Если чувствую, что руки заныли – понесу сухую ветку. Вроде, и объём большой, а тащить легче, – улыбаюсь я.
Так прошёл не один час. Мы были грязные, потные, но довольные.
– Ну что, время обеда! – объявляет нам Вера Николаева, активная жительница села Елховка. И мы отправляемся на скромную трапезу. Хоть и шёл пост, импровизированный стол (капот «УАЗа») ломился от нехитрой еды: овощи с огорода, варёный нут, оладьи… А после работы, да на природе любой обед, что пир.
Я глянул вокруг: священнослужители, представители братства десантников, бывшие учителя, партработники, активные жители Елховки, дети… Что между нами общего? Но разговор течёт легко, и каждый ощущает это объединяющее чувство доброго дела. И это – самое ценное.
А потом взгляд упал на старый храм. «А что у него за история?» – подумалось мне.
Видения прошлого
Летний солнечный день. По широкой улице села Каменка несётся группа девчонок, поднимая голыми пятками дорожную пыль. У них – большое дело.
– Ну что наловили? – интересуется соседка-старушка.
– Некогда нам, баба Нюр, мы к Рамзе спешим! – крикнула одна из девчонок, не замедляя шага. Нужно ещё добежать до окраины деревни, а уже скоро обед.
Запыхавшиеся, они стучат в дверь дома. Окно на второй этаж открывается, и оттуда на верёвочке спускается корзинка. Девочки загружают в неё весь свой улов. Как же долго поднимается корзина и как медленно спускается другая! А внутри – заветные пряники. Подружки хватают их и с криками: «Спасибо, барыня» пускаются также бегом оттуда. Через красивый барский сад, мимо барского ключа и прудов с карпами. Они ещё слишком молодые, чтобы замечать красоту вокруг.
– Говорят, скоро второй барин приедет. Вот уж тут погуляем, – говорит одна из подруг.
– У всех сёл по одному барину, а у нас какое счастье – целых два, – улыбается вторая.
– А помните, как в прошлом году приезжал? Тогда Мишка… – начала другая подруга. И так за разговорами девчонки сами не заметили, как на дорожке показался священник.
– Вы откуда бежите? – интересуется батюшка, разглаживая свою аккуратную бороду.
– Так к Рамзе ходили, Николай Семёнович, – ответила одна.
– Не к Рамзе, а к Ольге Николаевне, – поправляет девочек клирик. – Барыня Станиславская была бы недовольна, знай, что зовут её, как какого-то разбойника…
– Так дом на месте его притона стоит, – начинает одна из подруг.
– И нечего об этом вспоминать, – отрезает священник. – Вы бы лучше не бездельничали, а помогли в храме убраться.
И направляется своей дорогой.
У девчонок, конечно, дел невпроворот. Но где же спорить с пастырем? Николай Семёнович Богоявленский уважаем в Каменке всеми. Его отец был здесь священником, он сам служит в храме много лет. Николай Семёнович организовал в селе школу, в Первую мировую войну станет председателем Братства Святого Креста, собиравшего, видимо, помощь солдатам для фронта. И погибнет он как настоящий служитель Церкви – по сфабрикованному в НКВД делу…
Но всё это будет потом. А сейчас девчонки торопятся к храму. Благо идти недалеко – он рядом с барской усадьбой. Издалека виден его шпиль, а приближаешься – белёные ворота, кресты кладбища рядом. Отсюда и Каменку видно хорошо, но все дома взглядом не охватишь…
Думала ли Анна Васильевна Пруцкова, делясь своими воспоминаниями, что вскоре от их большого села ничего не останется?
Скромный летописец
И, может, история села могла совсем исчезнуть, если бы не библиотекарь Елховской библиотеки Ирина Шилина. Она собирала информацию буквально по крупицам.
– Вот фотографии из семейного архива семьи Богоявленских, служивших тут священниками. С их потомками я связывалась лично, – рассказывает Ирина Алексеевна. – Собирала информацию у старожилов – их почти и не осталось в Елховке. Ездила в нижегородские архивы, изучала различные документы. А ещё в нашем музее есть несколько вещей из Каменки: от колодок для валяния обуви до деревка хоругви старой церкви.
То, что мне рассказала Ирина Алексеевна, поражает. Оказывается в 1881 году в деревне был 1 дом потомственных дворян, 7 военных и 58 дворов крестьян. Всего – более 500 человек жителей! Храмовый приход был и того больше. С соседними деревнями получалось до 1300 душ.
Но когда речь заходит о современном состоянии села, повисает грустное молчание. Закрылась ферма из-за бруцеллёза, пропала работа, начали утекать оттуда и люди. Хотя в Каменке ещё есть прописанные люди, последний постоянных житель покинул деревню в 2005 году. Нет дороги, чтобы жить зимой. Нет газа, воды, канализации, магазина. Легче перечислить, что там есть: домик охотников да пару домов, куда каждое лето возвращаются старожилы. Приезжать туда, набирать воду из родников насосами, закупаться на неделю вперёд продуктами – удовольствие особое, понятное не всем…
Удивительно, что когда-то крупное село Каменка исчезло с карты нашего округа. А сколько ещё таких поселений? Боюсь, это последний риторический вопрос в этом тексте.