Целина её жизни

Целина её жизни

Мария Щеглова – уроженка деревни Колычево, учитель математики, ветеран труда, человек с интересной судьбой

– После двух лет жизни в степях я поняла, как сильно люблю наши русские берёзы, – улыбается Мария Александровна. – Я была согласна работать в глуши, но только поближе к родным местам.

Из рода священников

В доме бывшей учительницы главное место занимают книги и фотографии. Старые советские этажерки с произведениями классиков, на комоде портреты – фотографические и нарисованные красками. Ощущение, что находишься в музее послевоенного времени. И кошки. Их Мария Александровна жалеет и подкармливает.
– Мой отец был священником, – голос у собеседницы негромкий и неторопливый. – И дед, и прадед тоже служили в церкви. Род наш священнический.
А в 1937 году отца Марии забрали. Ночью приехали на машине и увезли. Это был октябрь, чёрный месяц для лысковских священнослужителей.
– Уже в 1947 году мама ходила в милицию, спрашивала, где отец, – вздыхает она. – А ей отвечали: «Откуда он здесь, солить его что ли?»… И лишь в 1986-м мы узнали, что расстреляли отца 20 января 1938 года. Мама до последнего верила, что он жив, что где-то в тюрьме и вернётся.

Мария Щеглова происходит из священнического рода. На фото: большая семья Щегловых. В центре её дед, в нижнем ряду крайний слева — её будущий отец

Всегда первая

После ареста отца Щегловы перебрались в Лысково, в этом помогли друзья семьи. Училась Мария в старой школе на Гумнах.
– Меня всё время просили, «Манюся, помоги!» – улыбается она. – И я помогала. По математике, истории, да по всем предметам.
Школу Мария Щеглова закончила с серебряной медалью.
– Понеркой я не была, что-то меня не тянуло, – говорит моя собеседница. – А вот в комсомол пошла – там настоящие дела.
И действительно, если где-то субботник или на сельхозработы поехать, кто первый? Щеглова. Так было, когда она училась, так продолжилось, когда она сама стала учительницей.
Вместе с сестрой надумали поступать в педагогический на учителя математики. Но оказалось, что в институте имени Горького стипендию платят только тем, у кого нет троек. А вот в сельхозинституте троечников не лишали заветной суммы. И сестра испугалась, решила пойти туда, где гарантированная стипендия – иначе на что жить?
А вот Мария не изменила решения, поступила в педагогический и получила диплом учителя математики и черчения.

«Целина дала нам много: друзей, чувство причастности к истории страны» — вспоминает бывшая целинница. На фото: первая справа в верхнем ряду

По зову сердца

– В 1956 году нас собрали в актовом зале и предложили поехать на целину, – рассказывает Мария Александровна. – Нам ничего не обещали, и мы ничего не ждали. Казахстан – наша страна, и мы должны помочь ему.
Жили в палатках, мылись в реке. Вспоминая те времена, моя собеседница словно молодеет.
– Палатки дырявые, дождь льётся вовнурть, просыпаешься утром – а ты в луже спишь, – словно удивляется она. – Мы работали до октября, и никто нам не заплатил ни копейки.
В 1957 году предложение повторилось. Правда, были студенты, которых на целине не ждали (в прошлый год они не оправдали доверия), а вот студенты-математики отработали как следует.
И снова – горы золотого зерна, жара, палатки. Молодость брала своё – после многочасового труда со смехом бежали на речку, пели песни под гитару и засыпали, не замечая плохоньких матрасов и одеял.
По результатам этих двух лет Мария Щеглова награждена медалью «За освоение целинных земель».

И снова первые шаги

Так получилось, что, возвращаясь осенью с целины, Мария простудилась. Сначала не обратила внимания на недомогание. Но оно не проходило, ей становилось хуже. Мама уговорила её сходить в больницу.
Там тоже не могли понять, что происходит, пока один доктор не посоветовал пункцию. Диагноз – туберкулёзный менингит.
В больнице она провела 7 месяцев. Молодая девушка снова училась сидеть, потом стоять, делать первые шаги. Узнав о об этом, в деканате приняли решение сохранить стипендию студентке Щегловой – это было единственным средством существования для неё.
Из больницы она вышла в мае, однокурсники уже защищали дипломы. А Марии пришлось заканчивать институт с другой группой.
– Потом было распределение, но в деканате решили, что я после болезни и лучше меня отправить домой, в Лысково, – вспоминает Мария Александровна. – А я даже думать об этом не хотела. Хочу, как все! И уехала в самую глушь Оренбуржья.

16 километров до хлебного магазина

Мария Александровна до преклонных лет с лёгкостью преодолевала большие расстояния пешком, а секрет был прост.
– После распределения я жила в глухой деревне, за хлебом надо было идти в магазин за 16 километров, – продолжает она. – Почта, библиотека – всё там.
Легче стало, когда соседская женщина согласилась за деньги печь хлеб для молодой учительницы. Но многокилометровые тренировки не прошли даром.
Через 2 года Мария затосковала по родине, по берёзам. Душа рвалась туда. Но руководство отпускать не хотело – учителя были нужны.
– Трудовую книжку мне не отдали, – разводит руками собеседница. – Сказали: езжай домой, повидайся с родными и возвращайся.
Но возвращаться она уже не хотела. Поехала к сестре в Городец, отдохнула. Именно в это время судьба свела её с нужным человеком, директором школы в Лукояновском районе. Слово за слово, он узнал, что перед ним учительница математики, и тут же предложил работу.

Вечная ударница

В Лысково Мария Александровна с мужем приехали, когда её маме потребовался уход. Кадры везде нужны, и с 1965 по 1997 годы она работала в школе № 3. Коллеги отмечали её особое умение донести материал до учеников доступно и понятно. Много лет Мария Щеглова руководила межшкольным методическим объединением учителей математики, где щедро делилась своим опытом. Общий педагогический стаж – 38 лет.
Дмитрий П., бывший ученик Марии Александровны, охарактеризовал её двумя словами – вечная ударница.
– Ей всегда что-то было нужно, – подтверждает бывший ученик. – На работы в колхоз, на пришкольный участок. Раздёргивать морковь, поливать цветы. Она не могла иначе.
Жизнь Марии Александровна похожа на освоение целины: новые люди, новые места, пре-
одоление себя, победы. Честность перед людьми и перед собой. В свои 88 лет читает книги, смотрит новости. И никакие трудности не убили в ней доверия к людям.
– Я считаю: если человек верит в Бога, Он никогда не обманет, – убеждена Мария Щеглова.
Я смотрю в её добрые глаза и тоже убеждаюсь в этом.

Подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки