На кладбище – только по разрешению
Как бумажная волокита заставляет людей нервничать
«Места на кладбищах есть. Их выдают каждому бесплатно в порядке очереди. Проблемы ведь никакой нет!» – так и хочется иногда закричать во всеуслышание. Но слышать этого не хотят. Особенно когда речь идёт о выкупленных ранее местах…
Многие привыкли, что раньше участки на кладбище были платными – обслуживающая организация брала довольно приличный сбор за устройство мест захоронения. Неудивительно, что многие лысковчане решили выкупить себе хорошие места заранее. Да вот беда – сделали они это очень давно. С тех пор менялись организации, управляющие кладбищами, законы страны… И, конечно, документация была утеряна.
– Хозяйственно-эксплуатационная служба (ХЭС) обслуживает кладбища всего несколько лет. Мы владеем информацией о выкупленных местах на новом кладбище примерно с 2010 года. Чтобы прояснить ситуацию о местах, которые были куплены раньше, мы запросили дополнительную документацию у МУП и АО «Лысковокоммунсервис», развесили объявление на кладбище. Однако хозяева нескольких мест все ещё неизвестны, – рассказывает о ситуации Надежда Чалкова, заведующая кладбищами округа.
Подливают масла в огонь и… ритуальные организации. Они, узнав о том, что лысковчанин когда-то выкупил место на кладбище, начинают его уверять, будто никакого разрешения брать у ХЭС не нужно. Но это совсем не так. Разрешение необходимо для любого захоронения на территории Лысковского округа. А для подзахоронения – подтверждение родственных связей с ранее захороненным. Более того, когда в ситуации начинают разбираться сотрудники ХЭС, выясняется, что никаких подтверждающих документов у людей нет, квитанции давно утеряны, зато они абсолютно уверены, что выкупали одно точное место. Они его покажут пальцем.
Ещё хуже обстоят дела на сельских кладбищах. По информации глав АТО, никакие места на них не выкупались заранее. Однако многие совершили захват муниципальной территории. Буквально установили ограду на несколько мест (иногда больше пяти) без каких-либо документов или подтверждений. Что остаётся хозяйственно-эксплуатационной службе? Сначала попытаться договориться с такими людьми, чтобы они демонтировали ограду. Потом обращаться в суд. Сейчас в суде находится первое дело о самовольном захвате территории.
– Конечно, пытаемся сначала договариваться, объясняем, что место для подзахоронения в Лысковском округе предоставляется только родственное или одиночное. Но люди это слышать не хотят, – с горечью констатирует Надежда Александровна.
А вот конфликтов по поводу мест на старом городском кладбище стало меньше. Люди поняли, что там разрешены захоронения только урн с прахом, а не гробов. Поэтому многие идут на сложный шаг и завещают себя кремировать – чтобы лежать на заветном месте.
Что касается постоянной, кропотливой работы по приведению всего кладбищенского дела в порядок, то она продолжается. В прошлом году была инвентаризация 5 кладбищ: Красной Луки, Кирикова, Трофимова (старого), Белозерихи, Красного Осёлка. Все могилы не только внесены в единый реестр, но и сфотографированы и отцифрованы – теперь уж, надеемся, документацию не утеряют! В этом году планируется провести инвентаризацию ещё 4 кладбищ: в Юркине, Ленькове (старого), Преснецове (старого), Окинине (старого).