Деревянное кружево, обоконник, белендряс

Откуда взялись единороги с русалками на нижегородских наличниках
Алексей Вдовенко не считает себя мастером, скорее любителем. Но глядя на резные картины со множеством деталей, трудно с этим согласиться.
– Это моя первая работа, и мне за неё стыдно, – хмурит брови Алексей, показывая небольшой наличник с надписью «Валки». – Здесь как на ладони видны все мои ошибки.

Я разглядываю виноградные гроздья, цветы и не вижу никаких недостатков. Такая резьба – редкость в наше время пластиковых окон и откосов.
На мой вопрос, у кого он учился, Алексей неожиданно отвечает:
– Да я и не учился. Когда-то выжигал по дереву – вот и все мои навыки.

А началось всё с интереса к нижегородской домовой резьбе. Своё начало она берёт от украшения барков (кораблей), поэтому второе её название «барочная». И характерна она полным отсутствием прорезей на фоне, а также рисунком, идущим практически вровень с доской. Для сравнения стоит посмотреть на лысковские наличники, выполненные в прорезной (ажурной) технике.
Работа Алексея связана с грузовыми перевозками, поэтому он часто бывает в разных районах Нижегородской области. И обязательно выискивает старые дома с резными наличниками. Фотографирует. Правда, с удивлением обнаружил, что это почему-то очень раздражает хозяев.
– Однажды я увидел дом с интересными резными украшениями, стал фотографировать, так хозяин с вилами вышел, – Алексей развёл руками. – Я же сохранить хочу такую красоту! А он мне про частную собственность…

Как ни странно, люди предпочитают выбросить старые наличники, нежели отдать их кому-то.
Чем больше Алексей интересовался историей, тем твёрже убеждался: шедевры рядом, за ними даже не надо далеко ехать.
– На нашей улице стоял дом Максимова, – рассказывает он. – Так вот всё украшение с фронтона крыши и наличники в данным момент хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Наши Валки в питерском музее!
Мы продолжаем экскурсию вокруг дома Алексея Вдовенко. Вот небольшое волоковое окно внизу дома, через него часто ссыпают картофель в подполье. У окна добротный наличник и заслонка из дерева, с символами солнца и прочими деталями. Рядом на завалинке фигурка кота.
– Мы приехали из Нижнего Новгорода в 1991 году, привезли с собой Яшку, – продолжает Алексей. – Он долго жил с нами. Вот я и решил его увековечить.

Мы завернули за дом, и я ахнула: сказочные птицы, единорог, цветы и листья, и даже резной скворечник украшали окна 2-го этажа.
Но откуда взялись единороги, этот вопрос не давал мне покоя. Всегда казалось, что это – персонаж европейских сказок.
– А вот и нет, – разуверил меня Алексей. – При Иване Грозном двуглавый орёл дополнялся единорогом. Оттуда и символ.
Фантастические птицы, скорее всего, заимствованы из старинных книг, где на полях страниц были рисунки. Но вот откуда взялись русалки? Алексей улыбается:
– Да оттуда же, с кораблей. Полудевы-полурыбы украшали барки, а зимой моряки резали наличники и переносили привычные мотивы на дома нижегородцев.
Мы идём дальше, в конце огорода стоит баня. И окно на фронтоне, конечно же, украшает резной наличник.
– На данным момент это моё самое интересное произведение, – говорит Алексей. – Лучшее, что я сделал.
С наличника на меня глядят русалки и единороги, волшебные птицы ибисы и драконы.
– Говорят, в Арзамасе во времена Петра 1 с неба упал дракон, – поясняет Алексей. – Император приказал доставить существо в Петербург, чтобы поместить в кунсткамеру. Дракона залили спиртом и повезли. Но по дороге вышла оплошность: мужики спирт выпили, а драконом закусили. Так кунсткамера осталась без ценного экспоната, а на наличниках арзамасцев появились драконы.
Наверху наличник украшала фигурка голубя. Как объяснил мой собеседник, голубь часто встречался в домовой резьбе старообрядцев: он – символ святого духа.
– Странно, как в оформлении домов сочетались символы христианские и языческие, – задумчиво говорит Алексей. – Тут тебе и голуби, тут и бог Сварог, и Даждьбог. Многое позабыто, а резьба хранит историю предков.
Часто можно услышать, что наличники ушли в прошлое, мастеров не осталось.
– Неправда, они есть, – уверен мой собеседник. – Проблема в другом: вот я 20 лет интересуюсь этим вопросом и ещё ни разу не встретил человека, который хотел бы заказать себе на дом наличники. Спроса нет.
В конце встречи я не могла не задать вопрос Алексею, а почему же его собственный дом стоит без резных наличников. Сапожник без сапог?
– О, это моя мечта! Но я как представлю, что надо 8 одинаковых наличников делать, ведь это конвейер! Не хочется вырезать одно и то же 8 раз, – признаётся он. – Но однажды я это выполню. Это будут наличники в одном стиле, но с разными картинами.
Алексей Вдовенко интересуется историей родного края и пытается сохранить её. Наличники делает не на продажу, а для души. После знакомства с ним хочется украсить окна дома резным кружевом, поставить на подоконник цветущую герань и раскрыть книгу старинных историй.